Безопасность передачи данных и шифрование В данной части требований к ТРК устанавливается обязательное шифрование данных о работе ТРК и проливе топлива, независимо от того какой протокол или система управления используется на АЗС. Все вновь приобретаемые и устанавлевлеваемые топливораздаточные колонки должны быть оснащены блоком шифрования данных не только при передаче данных во вне, но и при внутренней коммуникации от датчиков импульсов к материнской плате, во избежании перехвата. Данная практика применяется практически на всех АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний, но слабо развита в частном бизнесе. Запрет на установку неоригинальных запасных частей. В ГОСТе прописано требование о запрете использования неоригинальных запасных частей, это в большей степени касается замены электронных компонентов, плат и датчиков неоригинальными или модифицированными, что приводит к неверному расчету выдачи топлива, обману потребителей и нарушению корректной работы ТРК в целом. Но так же это относится и к гидравлическому оборудованию, так как установка аналогичных несертифицированных насосов и измерителей объема на ТРК с некоторых пор стала нормой в Российских регионах, гарантировать корректную выдачу заданного количества топлива клиенту после этого никто гарантировать не сможет. А тем не менее запасные части для ТРК должны быть маркированы и поверены заводом изготовителем или его официальным поставщиком и сертифицированы в составе ТРК. Борьба с серыми прошивками, платами обсчета покупателей и суррогатными объемомерами вышла на новый уровень. Предотвращение вмешательства в работу ТРК Данный пункт не прописан напрямую, но включает в себя и перечисленные ранее моменты и дополнительно устанавливает требования по заводской комплектации всех открывающихся отсеков ТРК датчиками открытия и ведением журнала событий по открытиям отсеков, внесению изменений в гидравлическую, электронную или программную часть ТРК, с указанием лица, производившего изменения и другой информации о произведенных действиях. Ведение журналов заправок по каждому из рукавов и общего объема текущих объемов выдачи, так же дублирующих работу суммарных счетчиков может дублировать защиту от вмешательства посторонних. Так же немаловажным становится установка различных уровней приоритета для различных пользователей и невозможность вносить изменения не квалифицированными или неаттестованными лицами. Как это будет действовать в Российских реалиях на самом деле сейчас сказать сложно, но ТРК оснащенные таким образом уже есть на Российском рынке. Новые веяния в использовании ТРК Помимо обязательных нововведений, устанавливаемых новым государственным стандартом, мы обсудили с коллегами тенденции и нововведения, которые интересны владельцам АЗС в современном и меняющемся мире. Одним из интересующих многих частных операторов сетей АЗС моментом стало применение ТРК с максимальным количеством продуктов на одной ТРК, сейчас на полном серьезе начинают использоваться пяти- и шестипродуктовые ТРК для выдачи только светлых нефтепродуктов, без включения газового топлива. Продолжается тенденция по автоматизации процессов и минимизации требуемого вмешательства персонала при заправке топливом. Установка платежных терминалов и фискальных принтеров непостредственно на топливораздаточную колонку, сопряжение с системой управления и организация обмена с системой лояльности на данный момент не является новинкой, но и не получила широкого распространения на АЗС любого из Российских нефтетрейдеров, хотя современные возможности продвинули данные решения далеко вперед. Если установка диспетчеризации на ТРК своими силами стала нормой у всех, то сейчас это опция может быть установлена на ТРК в рамках завода. В поддержку этой функции могут выступить как установленная непосредсвенно в ТРК видеокамера и мультимедийный сенсорный экран на каждую из сторон, он способны сделать общение с оператором или удаленным диспетчером более интерактивным. Так же может использоваться функционал голосового управления или предзаказа в магазине при АЗС, что позволит сохранить время и, конечно, деньги как клиенту, так и владельцу АЗС. |